Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 20.05.2019, 14:25
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Первомайская СШ
347483 с.Первомайское Ростовской области Ремонтненского района ул.Октябрьская, 113
Телефон: (86379) 34-4-43 электронная почта: pervomaj_shkola@mail.ru

 

Для учащихся

Афоризмы

Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты. Элеонора Рузвельт.




Общение со сверстниками



 О проблемах в общении
Вхождение ребенка в общество в наши дни происходит довольно рано. Уже к 4-5 годам дети, как правило, начинают посещать детские сады, всевозможные кружки и студии и прочие дошкольные учреждения. Здесь ребенок впервые сталкивается с тем, что ему приходится общаться со сверстниками. Кто-то воспринимает эту новую форму взаимоотношений легко, а для кого-то контакты с детьми своего возраста становятся настоящей проблемой.

Беспокойство родителей по поводу того, сможет ли их ребенок найти общий язык со сверстниками, вполне оправдано. В дошкольном возрасте этот аспект жизни ребенка важен не только в качестве условия сохранения душевного равновесия, но и как необходимое условие здорового развития личности. Кроме того, ребенок не способный к социальному взаимодействию будет, несомненно, испытывать сложности, когда пойдет в школу.

Чтобы помочь ребенку избежать проблем, связанных с общением, следует заранее подготовить его. Причем важно уделять внимание не только тому, легко ли ребенок может завязать знакомство, вступить в контакт с незнакомым человеком, но и тому умеет ли он поддерживать беседу, регулировать свое поведение не только собственными прихотями, а учитывая пожелания собеседника, сопереживать другому человеку, использовать мимику и жесты для выражения своей мысли и прочего.

Как правило, еще до того, как ребенок начнет общаться с другими детьми можно сказать, возникнут ли у него трудности в налаживании контакта ними. Неспособность к поддержанию контакта по тем или иным причинам неизбежно придет к тому, что у ребенка возникнут трудности в общении со сверстниками, поэтому родителям следует заранее заняться развитием коммуникативных способностей ребенка.

Особенно внимательно следует отнестись к вопросу общения родителям детей, имеющих физические отклонения во внешности или же нарушения речевой функции. Недостатки, которые заметны окружающим, могут стать для ребенка непреодолимым барьером в общении со сверстниками. Это особенно важно для дошкольника, потому что дети в этом возрасте, как правило, довольно непосредственны и прямы и могут задеть собеседника даже не подозревая об этом. Если ребенок в самом начале своего вхождения в общество почувствует себя ущербным, это чувство может остаться с ним на всю жизнь и повлечь за собой неуверенность в себе, острое переживание одиночества, заниженную самооценку, неспособность добиваться своего в работе и личном общении. И, в конце концов, основой жизненной позиции может стать жалость или ненависть к самому себе. И то, и другое по своей психологической природе разрушительно для личности.

Помимо физических недостатков часто проблемы в общении возникают у агрессивных, конфликтных детей, или же наоборот –  у слишком застенчивых, замкнутых и неуверенных.
Подготовка к школе непременно должна включать в себя помимо изучения букв, цифр, вопросов из раздела общих знаний, усвоение навыков социального взаимодействия.
Родители должны помнить, что если они не научат своего ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.




6 проблем адаптации

 Вы купили малышу школьную форму, новый ранец, огромный букет и пустили слезу умиления на торжественной линейке? Не спешите расслабляться, все только начинается: ребенку, да и вам вместе с ним, предстоит привыкнуть к школьному распорядку, звонкам, незнакомым требованиям, новым правилам, а порой – к «заскокам» учителя и пакостям соседа по парте. Особенно сложно придется «домашним» малышам, не посещавшим детсад. У него нет привычки вставать по утрам в одно и то же время. Он не признает «столовской еды» и не приучен убирать за собой. Он не умеет знакомиться с другими детьми и придумывать общие игры. Он не воспринимает посторонних взрослых и не подозревает, что придется слушаться кого-то, кроме мамы. Он не догадывается, что на свете могут быть дети талантливее, красивее и замечательнее его самого. Конечно, это гротескный портрет «домашней мимозы». И ни в коем случае не хочется обидеть родителей, которые по тем или иным причинам решили не отдавать ребенка в сад. Многие и дома сумели привить маленькому человеку все необходимые для самостоятельной школьной жизни навыки, научили общаться с другими детьми и прислушиваться к тому, что говорят авторитетные взрослые. Но сколько маленьких наполеончиков, избалованных сверх всякой меры, ежегодно приходит в первый класс, и как потом страдают эти дети! Ведь «откосить» от сада в наши дни можно, а в школу-то придется ходить. Ни мужества нету ещё, ни таланта. Ни взрослой усмешки, ни опыта жизни… 

Специалисты отмечают: до 60% младших школьников имеет серьезные трудности в адаптации к школьному коллективу. У многих детей возникают проблемы как с обучением и дисциплиной, так и с общением. Недаром в психологии существует особый термин – «школьная дезадаптация» или «школьная неприспособленность». Среди причин дезадаптации называют, в частности, недостаточную подготовку ребенка к школе, социально-педагогическую запущенность, физическую слабость и эмоциональные расстройства. Если копнуть глубже, то негативную роль могут играть: неудачная методика преподавания, недостаточный профессионализм учителя, безучастное отношение родителей к ребенку и его занятиям, напряженная атмосфера в классе и т.п. В результате из-за постоянных неудач первоклашка начинает чувствовать себя «малоценным» и пытается это компенсировать неудовлетворительным поведением. Если ругать такого ребенка, то он вообще ополчается на целый свет. Ты знаешь, что такое школа? Взрослые подчас забывают: знание о том, что такое школа и с чем ее едят, не передается по наследству. Родителям «домашнего» ребенка особенно важно выяснить, как он представляет себе школу и занятия в ней. Для этого есть специальный тест (поставьте по 1 баллу за каждый правильный ответ): 
1. Что такое класс? (Класс – это комната, где на стене висит доска, на которой пишут мелом). 
2. Что такое урок? (Это время, когда дети тихо сидят в классе за партами, внимательно слушают учителя, выполняют его задания. Еще словом «урок» называют задание на дом). 
3. Что такое каникулы? (Это детский «отпуск» – не надо ходить в школу и можно, например, поехать погостить у бабушки. Каникулы бывают в разное время года, самые длинные – летние). 
4. В классе учатся дети одного возраста или разного? (Все дети в классе – примерно одного возраста, они родились в один год, хотя дни рождения у них – в разное время). 
5. Как понять, что пора идти на урок? (Громко звенит звонок, и дети входят в классы и садятся за парты). 
6. Что такое перемена и для чего она нужна? (Это маленький перерыв между уроками, чтобы дети могли отдохнуть, сходить в туалет или в столовую). 
7. Что такое отметка/оценка? (Учитель ставит школьнику отметку, чтобы оценить, насколько хорошо тот подготовился к уроку, отвечал у доски, сделал домашнее задание). 
8. Какие отметки хорошие, а какие – плохие? (Чем лучше ответил школьник, тем выше его оценка. Самая лучшая оценка – «пятерка»; самая плохая – «единица»). 
9. Что такое школьный дневник и для чего он нужен? (Это специальная тетрадь, в которой учитель ставит отметки, а ученик пишет расписание уроков на каждый учебный день и домашнее задание). 
10. Как в школе называют стол, за которым сидят дети? (Парта). 
11. На чем пишет учитель, когда объясняет правило или задание? (На доске). 
12. Как можно обращаться к учительнице? (По имени и отчеству и на «вы»). 
13. Что нужно сделать, если хочешь ответить, спросить что-то у учителя или попросить разрешения выйти из класса? (Нужно поднять руку и ждать, пока учитель не спросит, что ты хочешь сказать). 
14. Что нужно сказать, если во время урока захотелось в туалет? (Надо поднять руку и спросить, можно ли выйти). 
11–14 правильных ответов. Ребенок неплохо ориентируется в школьной жизни, быстро привыкнет к школьному распорядку и, вероятнее всего, будет отличаться примерным поведением. 
7–10 правильных ответов. Кто-то рассказал ребенку о школе в общих чертах, но с ним нужно более подробно побеседовать – так ему легче будет привыкнуть к учебному процессу. 
4–6 правильных ответов. Малыш мало знает о школе. Ему необходимо как можно больше рассказывать об учебе, по возможности сводить в школу на день открытых дверей или просто зайти и немного осмотреться в будний день. 0–3 правильных ответа. Видимо, ребенок вообще ничего не знает о предстоящем обучении, и вся эта школа с ее дисциплиной и довольно строгими правилами будет для него, как гром среди ясного неба. 

Но, к счастью, в запасе есть немного времени, и можно успеть познакомить чадо с основными школьными понятиями и правилами. К примеру, собрав плюшевых зверей и рассадив их «за парты», изобразите урок – в игровой форме усвоить школьные правила малышу будет намного проще. Ну, ты как? Привык? Как понять, адаптировался ребенок или нет? Если все проходит успешно, считают психологи, родители поймут это по улучшению работоспособности первоклашки в течение первого полугодия, успешному усваиванию школьной программы и нормальному самочувствию. 
В противном случае, когда ребенок еще психологически не готов приспособиться к новым социальным требованиям, он: не в силах высидеть весь урок спокойно, часто отвлекается; на уроке витает в облаках и не может рассказать, о чем только что говорил учитель; не записывает задание на дом;  носит в школу игрушки и достает их на уроках;  со сверстниками ведет себя настороженно, замкнут, боится подойти и познакомиться, попросить принять его в игру;  готов к уроку, но из-за своей стеснительности не решается рассказать стихотворение и запинается, читая вслух; боится перемен, в его поведении «читается» тревожность. 
Не стоит волноваться, если по итогам первой четверти ребенок так и не привык к школьной жизни. Знающие люди утверждают: адаптация первоклашек может длиться от 2–3 недель до года. 
Психологи условно делят формы адаптации детей к школе на три группы:
l группа – легкая форма адаптации. Эти малыши привыкают в течение сентября-октября: они быстро осваиваются в школе (успевают всюду сунуть свой нос, раньше других найти ларек со жвачкой и наклейками, сгонять в столовую на разведку), без проблем заводят себе друзей. У них практически всегда хорошее настроение, они благодушны, выполняют все требования учителя. 
II группа – форма адаптации средней тяжести. Привыкание длится полгода или чуть дольше, ребенок не находит общего языка с педагогом, отказывается принимать школьные порядки, у него трудности в общении с остальными детьми, сложности с учебой. 
III группа – тяжелая форма адаптации. Эти дети привыкают труднее всех. Школьная программа никак не усваивается, отрицательные эмоции постоянно берут верх. На таких ребят часто жалуются и родители, и учителя… Да и ровесники, видя, что одноклассник – огрызающийся «двоечник несчастный», начинают сторониться его – так, на всякий случай. На самом деле все эти внешние проявления – не блажь, а «мигающая красная лампочка» для родителей, педагога и школьного психолога, сигнализирующая взрослым: «нужна срочная помощь!». Не можешь – научим, не хочешь – заставим! Тысячу раз права была учительница, призывавшая родителей как можно мягче относиться дома к своему первоклашке. «Давайте в силу профессии я буду ругать, а вы – хвалить, обнимать, гладить по голове …» – говорила она. Поддержка родных очень важна для новоиспеченного школьника. Причем, чем больше взрослых окажут ему эмоциональную помощь, тем успешнее и быстрее малыш привыкнет к условиям школы. 

Бывает и так, что классу достается «педагог», склонный свои профессиональные ошибки списывать на психическую неуравновешенность ребенка. Как отмечает профессор кафедры клинической психологии детей и подростков Н.В. Вострокнутов, психиатры уже заметили «устойчиво выраженную тенденцию направлять к психологу и к врачу, например, психиатру, ребенка, с которым учитель постоянно встречает затруднения». Фактически не справившись со своими обязанностями, учитель пытается замаскировать бессилие, навешивая на детей ярлыки-диагнозы, не имея на это ни права, ни основания. Такой «педагог» точно ничего не слышал об утвержденной «Программе организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению». В этом случае родителям следует обратиться к директору и поставить вопрос о компетентности учителя. 

С помощью теста, рекомендованного известным российским психологом Татьяной Давыдовной Марцинковской, можно выяснить, сформировалась ли у ребенка четкая внутренняя позиция по отношению к школе. 
Попросите малыша выбрать ответ, который придется ему по душе (каждый ответ, соответствующий школьной дисциплине, оцените в 1 балл): 
1. Если бы было две школы: в одной – уроки русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а в другой – только пение, рисование и физкультура, ты в какой бы хотел учиться? 
2. А если бы в одной школе были уроки с переменками, а в другой – только переменки без уроков, ты в какой бы хотел учиться? 
3. Если бы в одной школе за хорошие ответы учитель ставил бы «пятерки» и «четверки», а в другой – давал бы конфеты и игрушки, ты бы в какой хотел учиться? 
4. Если бы в одной школе можно было вставать с места только с разрешения учителя и поднимать руку, если хочешь что-то спросить, а в другой делать на уроке все, что захочется – в какой из них ты хотел бы учиться? 
5. Если бы в одной школе задавали уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты бы хотел учиться? 
6. Если вдруг заболела учительница, ты бы хотел, чтобы ее заменили другой учительницей или мамой? 
7. Если бы я сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», ты бы согласился? 
8. Если бы я предложила тебе заниматься с учительницей дома, чтобы тебе не приходилось ходить в школу по утрам, ты бы согласился? 
9. Если бы соседский мальчик спросил: «Что тебе больше всего нравится в школе?», что бы ты ответил ему? 

Теперь подсчитаем баллы. Психологи утверждают, что внутреннюю позицию ребенка можно считать сформированной, если он набрал 5 и более баллов. Если кроха пока не проявил особого желания идти в школу, не огорчайтесь. Расскажите ему, что школа – это не только знакомство с новыми людьми, но и увлекательный мир знаний. Попробуйте его заинтересовать: пролистайте вместе пару учебных пособий для первоклашек в книжном магазине, расскажите, как здорово и интересно учиться. Готовьте его к урокам, проводя занятия в игровой форме, без напряжения со стороны малыша. 

Педагоги выделяют несколько проблем, которые могут возникнуть у ребенка в период «первоклассной» адаптации. 
Первая из них, коммуникативная, особенно актуальна для «домашних» детей. Выпускники детсада умеют работать сообща и понимают, что учительница – это та же воспитательница: она требует дисциплины и может наказать за непослушание. Ребенку, который встречался с ровесниками лишь изредка, бывает сложно найти общий язык с незнакомцами. Он не умеет вписываться в детское общество, в отличие от детсадовцев не знает «законов стаи», стесняется знакомиться с другими детьми. А в школе так важно найти себе друга, с которым можно поболтать обо всем на свете, обменяться интересными книжками и сделать вместе домашнюю работу! 

Чтобы помочь малышу в адаптации, постарайтесь привить ему знание элементарных норм поведения: 
-нельзя толкать сверстников и отбирать у них понравившиеся вещи
- необходимо вежливо отвечать на вопросы, делиться карандашами, ручками и ластиками и прислушиваться к мнению окружающих
- важно внимательно слушать учителя и т. п. Объяснить ребенку правила общения помогут игры и сказки. 
Главное – внутренний настрой   Внутренний настрой особенно важен перед началом чего-то значимого. Проведя несложный тест, родители будущего первоклашки в общих чертах поймут, готов ли ребенок к школе с психологической точки зрения. Попросите малыша ответить на каждое утверждение «да» или «нет» и поставьте по 1 баллу за каждый положительный ответ: 
1. В школе у меня будет много новых друзей. 
2. Мне очень интересно, какие в школе уроки. 
3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками. 
4. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены. 
5. Интересно, как выглядит классная комната. 
6. Я обязательно буду учиться хорошо. 
7. Каникулы – это самое лучшее в школьной жизни. 
8. Я думаю, что в школе интереснее, чем в детском саду. 
9. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья – первоклассники. 
10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад. 

Теперь подсчитаем результаты: 1–3 балла – малыш не горит желанием идти в школу, ему и так хорошо;  4–8 баллов – ребенок хочет в школу, но стоит поговорить с ним на эту тему, чтобы выяснить, что для него привлекательнее – сама учеба или возможность завести новых друзей. Если он в основном отвечал «да» на верхнюю группу вопросов, можно сделать вывод: ребенок идеализирует школу и не готов к трудностям, которые могут возникнуть в ходе занятий. Если же он ответил положительно на большую часть нижних вопросов, значит, он не питает особых иллюзий, готов учиться и пока не придает большого значения общению со сверстниками в школе; 9 – 10 баллов – ребенок вполне осознанно хочет учиться в школе, вероятно, он сохранит такое отношение к учебе на протяжении 11 лет. (по материалам Психологического центра «АДАЛИН») 

 Отсутствие мотивации к учебе – вторая серьезная проблема «домашних» детей. Детсадовцы готовились к школе на протяжении последних двух-трех лет. Они знают, что идут туда учиться. «Домашние» малыши в первую очередь стремятся в школе к общению. Попав в большой детский коллектив, они пытаются подружиться чуть ли не со всеми сразу. А как мы уже говорили, для ребенка, не посещавшего детский сад, непросто заводить знакомства. Получается, что все эмоции, мысли и силы малыша направлены на приобретение новых друзей, а не на учебу. В итоге – «двойка», окрик учителя, выговор от родителей. Выдержать ТАКОЙ эмоциональный накал малышу невероятно сложно… В подобном случае в разговоре с ребенком о школе делайте упор на учебу. Расскажите, какие предметы ему предстоит изучать, поделитесь собственными воспоминаниями: как ходили по компасу, как получали электричество в кабинете физики, как окрашивалась в пробирке лакмусовая бумажка… Первоклассника тащат в школу. Он упирается и кричит: «Одиннадцать лет! За что?!!» Подготовить малыша к школе поможет сказка Вот здесь – http://adalin.mospsy.ru/  – настоящая сокровищница для родителей! 30 отличных психопрофилактических и коррекционных сказок для школьной адаптации, собранных специалистами Психологического центра «Адалин». Нередко дети приходят в класс целой детсадовской группой и прекрасно знакомы друг с другом. Влиться в сплоченную компанию – сложно. Чтобы помочь своему ребенку, пригласите нескольких ребят из класса в гости, устройте чаепитие. На своей территории ребенок почувствует себя увереннее, и завоевать симпатию новых знакомых ему будет гораздо проще.  

  Четвертая проблема – боязнь учительницы. Выпускники детсада поначалу относятся к учительнице с легкой настороженностью: пока они не выяснили степень ее строгости, они просто ждут. Но в любом случае каждый выпускник детского садика понимает, что учитель – тот же воспитатель, и слушаться его необходимо. Для «домашнего» ребенка долгое время авторитетны были только родители; как реагировать на незнакомую тетеньку, он не знает. Пока она мило улыбается, получая букеты, первоклашке она определенно нравится. Но стоит ей сделать замечание или просто сердито посмотреть в чью-либо сторону, как в голове ребенка сразу появляются мысли: «Вдруг и мне достанется! Я ее боюсь!». Чтобы успокоить ребенка, родителям следует объяснить ему, что, если учительница не будет строгой, ребята начнут себя шумно вести, и она не сможет их ничему научить. Главное – учителя всегда нужно слушаться, потому что в школе для первоклассника учитель – самый главный. Если «домашний» малыш еще не стал первоклашкой, а только планирует отправиться в школу, попробуйте научить его общаться с другими взрослыми: здороваться с соседями по подъезду, вежливо обращаться к продавцу в магазине и т.п. Маленькому человечку необходимо понять, что круг взрослых, с которым ему придется общаться, не ограничивается папой, мамой и бабушкой. Он будет в школе лучше всех Иногда не только первоклассник считает себя центром Вселенной, его родители также склоны полагать, что он самый талантливый и смышленый. Нередко первое родительское собрание служит разочарованием для мам и пап: ведь они привыкли слышать о своем малыше только лучшее, и замечание по поведению или пара неудачных ответов первоклассника у доски часто воспринимается, как полный крах. 

Пятая распространенная проблема – ребенок не оправдал надежд домашних. В таком случае родителям важно понимать, что ребенку-то обидно вдвойне: он и сам собой недоволен, а тут еще они со своими претензиями… Считайте, что желание учиться у малыша отбито. Более того, он теряет уверенность в себе. В итоге события развиваются по такой схеме: отметки плохие – родители сердятся – отметки еще хуже… Малыша нагружают дополнительными занятиями, но это бесполезные и совершенно ненужные меры. Гораздо важнее пробудить в ребенке искрений интерес к учебе. Начальная школа – не Оксфорд, за 11 лет даже заядлый троечник легко может стать отличником, также как и отличник-первоклассник в итоге может получить аттестат с «тройками». Такой же, как все   Бывает и так, что «домашний» ребенок пытается скрыть свои знания или, наоборот, неумения от одноклассников, чтобы не выбиваться из коллектива. Он невольно сравнивает себя с новыми товарищами. «Детсадовцы» уже прошли этот этап пару лет назад, а «домашка» в него только вступает, и ему чрезвычайно важно быть, как все. В этом и заключается шестая проблема адаптации «домашки-первоклашки». Стремление малыша не быть белой вороной вполне понятно. Не принуждайте ребенка одеваться иначе, чем его сверстники. В старших классах, утвердившись и заняв определенную нишу, он будет одеваться так, как душе угодно, не обращая внимания на окружающих. Но сейчас ему важно не выделяться. Чтобы его поддержать, избегайте сравнений с другими детьми. Фраза «Ты стал учиться даже хуже Миши Иванова» – совершенно недопустима. Если у вашего ребенка все получается не так хорошо, как у других детей, объясните ему, что у всех детей разные таланты, и в этом нет ничего плохого.

Источник: 6 проблем адаптации первоклассника
© Няня.ru
ПОГОДА
Погода от Метеоновы по г. Ростов-на-Дону
Эл.журнал
Календарь событий
«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Доступные интернетресурсы
Безопасность
Народная мудрость
Случайное фото
Всегда на связи
Статистика
Форма входа


Copyright MyCorp © 2019
Создать бесплатный сайт с uCoz